18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Обеспечение демонстрации

03:05 04.12.2023
582
Обеспечение демонстрации

Демонстрация может быть способом визуального показа какого-либо приема или упражнения. Это не означает, что от тренера требуется демонстрировать все самому. Но это означает, что тренер должен «обеспечивать демонстрацию», а это может быть либо показ, осуществленный им самим, или демонстрация иными способами.

Перед использованием демонстрации важно определить следующее:

Цель демонстрации

Какой способ демонстрации вы собираетесь использовать

Кто должен провести демонстрацию.

Демонстрации могут использоваться в нескольких целях. Их можно использовать с включением нового приема и при этом показать весь этот прием. Они могут служить подсказкой к правильному выполнению уже освоенного приема. Они могут представлять собой упрощенную модель приема или

использоваться просто для мотивации или вдохновения. Их можно использовать и для иллюстрации какого-либо конкретного момента.

К примеру, вместо комментариев после наблюдения за выполнением спортсменом какого-либо упражнения, тренер вновь проводит демонстрацию, но на этот раз

подчеркивая то, как исправить замеченный недостаток.

Демонстрации доказали свою важность в качестве приема оказания помощи новичкам на первом этапе обучения, когда они пытаются понять то, что от них требуется. Кроме того, юные легкоатлеты,

изучающие какое-либо новое движение, обычно очень хорошо имитируют это движение, если увидят его демонстрацию.

Демонстрация должна быть:

Точной – правильно воспроизводить картину и техническую модель.

Соответствующей – уровню спортсмена и быть доступной для копирования.

Контрольная сверка цели демонстрации – верный способ обеспечить правильность ее выбора и определить требуемый вид демонстрации.

Виды демонстрации

Демонстрации могут быть проведенными прямо на месте, с помощью видеозаписи или фотографий. Все они создают зрительные образы и имеют как достоинства, так и

недостатки:

Проводимую на месте демонстрацию легко организовать, показ осуществляется с разных ракурсов, при этом можно легко адаптироваться к нуждам группы. Например, для акцентирования какого-либо движения его можно повторить.

При использовании видеоматериалов вы точно знаете, что именно вы собираетесь показать – в отличие от демонстрации, проводимой на месте. Видеоматериалы дают более точную картину, которую можно

без устали повторять вновь и вновь. Показывать их можно в замедленном темпе или с использованием стоп-кадров при анализе конкретного движения или позы. Однако при этом необходимо какое-то время

на организацию показа, и не всегда для этого можно найти нужную аппаратуру или видеоматериалы.

Ценность неподвижных изображений и фотографий достаточно ограничена, поскольку на них фиксируется

лишь мгновенное состояние тела при каком-либо движении. Однако последовательный ряд снимков или

изображений может служить в качестве напоминания основных положений. В качестве напоминания о технике движений в тренировочных лагерях давно уже используются учебные плакаты.

Отснятые во время тренировки видеоматериалы можно также весьма эффективно использовать для анализа, однако делается это не для «обеспечения демонстрации», поэтому в данном разделе такой вариант использования видеоматериалов рассматриваться не может.

Если вы решите организовать демонстрацию на месте, то вам нужно будет подумать о том, кто будет ее осуществлять, и сможет ли этот человек обеспечить точность выполнения движений. Если вы сможете уверенно

и правильно продемонстрировать какое-либо движение, в точном соответствии с техникой его исполнения, то вы можете сделать это сами. Здесь вы уверены в качестве показа и можете подчеркнуть необходимое.

Если вы можете точно воспроизвести сами то, чего требуете от них, это хорошо. В противном случае, можно попросить об этом кого-либо из спортсменов. Это может быть спортсмен из данной группы или – что встречается чаще – из другой, более опытной группы. Но не забывайте попросить

этого спортсмена показать вам наедине соответствующее движение, прежде чем вы его выставите перед группой. Преимущество использования спортсмена заключается в том, что при этом может вырасти мотивация, остальные члены группы смогут легко это воспроизвести, а вы можете стоять в стороне и выделить при этом пару основных моментов. Но если предварительной проверки не будет сделано, то в результате вы можете получить неверное воспроизведение модели со стороны спортсмена или ему не удастся постоянно

и правильно исполнять какой-либо элемент при повторном исполнении. Вам нужно определиться с оптимальным вариантом с тем, чтобы достичь цели проведения демонстрации.

В нижеприведенной таблице приводятся преимущества и недостатки различных способов проведения демонстрации.

После того, как вы тщательно обдумали и определились с целью и видом демонстрации и начали тренировку, вам нужно расположить спортсменов таким образом, чтобы они смогли и

увидеть, и услышать демонстрацию. Важно найти расстояние, позволяющее им увидеть все движения. Неопытные тренеры чаще всего проводят демонстрацию слишком близко к спортсменам. Опытные тренеры обычно проводят ее на расстоянии не менее 15 метров от спортсменов.

Следующий шаг – обратить внимание спортсменов на несколько основных моментов. Важно: по мере приобретения опыта и технических знаний о каждом виде, вам все равно нужно обращать внимание спортсменов лишь на один или два основных момента демонстрации. Умение

тренера в том и заключается, чтобы выбрать один или два нужных момента.

Каким бы ни был способ демонстрации, тренер должен позволить спортсменам просмотреть ее в тишине, не прерывая ее разговорами. Во время демонстрации спортсменам следует сосредоточиться на «канале получения информации», причем это должен быть визуальный канал,

т.е. то, что они видят перед собой. Кроме того, если тренер сам проводит демонстрацию, то во время движения положение его тела вряд ли будет правильным, если при этом он повернется к спортсменам, чтобы что-либо им сказать.

Демонстрацию следует повторять минимум два-три раза, в разных направлениях. «Разные направления» позволяют спортсменам видеть разные элементы, а тренер в каждом из направлений должен выделять один-два важных момента, с тем, чтобы спортсмены обратили на них. Например, со стороны трудно рассмотреть положение головы и направление взгляда. Вид спереди дает такую возможность. По возможности демонстратору следует поворачиваться, чтобы показывать эти «разные направления». Если это невозможно из-за используемого оборудования – такого как барьеры, или по соображениям безопасности – например, в

метаниях, то тогда для обеспечения должного обзора должна перемещаться группа.

При проведении демонстрации для новичков, уровень их знаний неизвестен, как и то, достаточно ли у них развито визуальное воображение, чтобы попытаться ее повторить. Наверное, в этом случае тренеру нужно будет после неоднократной демонстрации задать спортсменам

простой вопрос: «Хотите попробовать, или нужно еще раз посмотреть?» Из ответов тренер сразу же поймет, на какой стадии обучения они находятся. Если в ответ прозвучит: «Давайте я

попробую», то можно сразу переходить к освоению нового навыка. Но часто спортсмены говорят: «А можно еще раз посмотреть?» Если звучит такой ответ, то демонстрацию нужно повторить, причем несколько раз, а потом вновь задать вопрос.

Преимуществом такого вопроса является то, что он сконцентрирован на спортсмене и стимулирует его, ибо при этом спортсмен

вместе с тренером задает темпы своего обучения. Если же демонстрация проводится не для введения нового навыка, а, к примеру, для корректировки уже освоенного навыка, то этот вопрос задавать не нужно, поскольку у спортсмена уже существует четкое визуальное представление о том, что нужно сделать.

Стоит помнить и о том, что во время тренировок может возникать необходимость в незапланированных демонстрациях. Все спортсмены, а особенно менее опытные, могут многому научиться, если будут просто наблюдать за происходящим, копируя и практикуя навыки в присутствии

более опытных и умелых спортсменов. Однако следует убедиться в том, чтобы спортсмены, за которыми остальные наблюдают, исполняли все технически правильно, поскольку менее опытным спортсменам будет трудно отличить правильные движения от неправильных.

Оставить сообщение