Воспитание быстроты движения
Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развитая у него быстроты, но и от ряда других факторов – уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т.п. (см., например, Н.Г. Озолин, 1949; Н.Д. Третьяков, 1961). Поэтому воспитание быстроты движений тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием в технике. В методике, направленной на повышение скорости произвольных движений, выделяются два направления:
1) целостное воспитание быстроты в определенном движении;
2) аналитическое совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движения (например, совершенствование в технике движения).
В настоящей статье рассматривается первое из указанных направлений.
Основы методики воспитания быстроты.
В качестве средств воспитания быстроты используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (их обычно называют скоростными упражнениями). Они должны удовлетворять
по меньшей мере трем требованиям:
1) техника упражнений должна обеспечивать выполнение на предельных скоростях (поэтому будут малопригодны многие гимнастические упражнения, ходьба и пр.);
2) упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия
были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
3) продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Скоростные упражнения относятся к работам максимальной мощности, продолжительность которых не превышает у квалифицированных спортсменов 20–22 с (у слабо подготовленных людей это время еще меньше – В. С. Фарфель, 1949).
При воспитании быстроты ведущим обычно является повторный метод. Основная тенденция в данном случае – стремление
превысить в занятии свою максимальную скорость (Н.Г. Озолин, 1949, а, 1953; Т.Н. Петренко-Коваль, 1947). Этой задаче подчиняются все характеристики метода (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений и пр.)
Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу упражнения. Движения выполняются с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению.
Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами: изменением возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с оплатой кислородного долга (Б.В. Таварткиладзе, 1958; И.К. Гоциридзе, 1960). Возбудимость
центральной нервной системы непосредственно после выполнения скоростного упражнения оказывается повышенной, а затем постепенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то следовало бы использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы во время них возбудимость центральных нервных образований не успевала бы существенно снижаться. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости центральной нервной системы, что способствовало бы достижению наивысшей скорости. Однако выполнение скоростных упражнений связано с образованием более или менее значительного кислородного долга; на его ликвидацию нужно время, исчисляемое иногда не одним десятком минут. Еще больше может затягиваться восстановление по ряду других физиологических показателей (содержанию СО2 в крови, легочной вентиляции и пр.). Поэтому попытки тренироваться, делая небольшие интервалы отдыха между повторными выполнениями упражнения, очень быстро ведут к появлению утомления и снижению скорости (С.А. Савин, 1956). Поэтому интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, а с другой – настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это оказывается возможным, так как восстановительные процессы в послерабочем периоде протекают
неравномерно: сразу после работы восстановление идет быстро,
а потом замедляется. В первом приближении можно считать, что в первую треть восстановительного периода проходит 65% всего восстановления, во вторую треть — 30%, в третью – всего лишь
5%. Поэтому, например, если восстановление после бега на 200 м занимает 12 мин, то уже через 8 мин работоспособность восстанавливается на 95%, что дает возможность начинать следующую
попытку практически без снижения скорости. В таблице приведены как пример экспериментально определенные продолжительности отдыха при повторном плавании со скоростью, близкой к максимальной.
При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых. Это позволит поддерживать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне. Средствами активного отдыха могут быть здесь упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование
тех же мышечных групп, что и в основном упражнении (Б.В. Таварткиладзе). В этом случае постоянный приток афферентной
импульсации способствует поддержанию высокой возбудимости двигательных нервных центров, несущих основную нагрузку в данном движении. В беге, например, следует заполнять паузы
спокойной ходьбой или свободным медленным бегом, в плавании – неторопливыми движениями в воде и т.п.
Поскольку при повторной скоростной работе интервалы отдыха все же недостаточны для полного восстановления, то относительно скоро наступает утомление, внешне выражающееся в снижении скорости. Это снижение служит первым сигналом («критерием достаточности») для прекращения в этом занятии работы над воспитанием быстроты: дальнейшие повторения способствовали бы лишь развитию выносливости.
При воспитании быстроты важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы,
которое может быть достигнуто лишь, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому в занятии скоростные упражнения обычно стремятся располагать ближе
к его началу (С.Л. Корнеман и С.П. Летунов, 1941; Л.Г. Лешкевич и др., 1960). В тренировочном микроцикле воспитание быстроты планируют на первый или второй день после дня отдыха, когда нет
накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих занятий.
Стабилизация скорости движений и пути борьбы с ней.
Описанная методика имеет существенный недостаток. Многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого – к стабилизации движения. При этом стабилизируются не только пространственные характеристики движения, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер» (Н.Г. Озолин, 1949, а). В этом заключается внутренняя противоречивость описанной методики воспитания быстроты.
С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, надо его многократно повторять, с другой – чем больше
движение повторяется, тем прочнее динамический стереотип, тем
стабильней предельная скорость движения. При этом увеличение объема тренировочной работы не только не дает положительных сдвигов, но, наоборот, еще больше упрочивает определенную скорость выполнения.
Стабилизация скорости – главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. В практике
стараются строить занятия так, чтобы стабилизация скорости не наступала. Пути предупреждения «скоростного барьера» несколько различны у начинающих и высококвалифицированных
спортсменов.
В занятиях с начинающими таким путем является возможно более поздняя спортивная специализация при предварительной всесторонней физической подготовке на протяжении нескольких лет. Поясним это на примере. Результата 11,0 с в беге на 100 м можно добиться, идя к нему разными путями. В первом случае – за счет узкоспециализированной тренировки в спринте; во втором – путем всесторонней физической подготовки с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера. Хотя результат в беге показан один и тот же, возможности для его дальнейшего улучшения будут разными.
Специализированная тренировка, неотъемлемой частью которой будет повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью, приведет к стабилизации временных характеристик движения, к образованию «скоростного барьера». Во втором случае подобный стереотип не образуется. Результат спортсмена улучшится благодаря переносу
быстроты, возможному вследствие обобщенного характера скоростных качеств у начинающих. Если теперь приступить с этим
спортсменом к специализированной тренировке в спринте, то за счет применения специальных средств его результат несколько вырастет и стабилизация скорости, если она наступит, проявится
лишь при результатах в беге на 100 м, равных 10,0–10,2 с. Основная задача подготовки до начала специализации в том,
чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо упражнении, (а следовательно, не применяя в большом объеме стереотипного
повторения этого движения), добиться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения здесь необходимо применять не
в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности и т.п. Учитывая, что наиболее
широкие возможности для воспитания быстроты существуют в детском и юношеском возрасте (В.С. Фарфель, 1959; В.М. Корецкий, 1961 и др.), целесообразно основную часть работы в этом
направлении осуществлять в указанный возрастной период.
В тренировке квалифицированных спортсменов в последние годы наметилась тенденция к уменьшению объема работы
в основном виде и к увеличению удельного веса скоростно-силовой подготовки и специальных упражнений. Например, у ведущих советских прыгунов в высоту (по данным В.М. Дьячкова) прыжки
через планку составляют не более 12–16% всех прыжков. Основное время занимают упражнения со штангой и разнообразные
(нестандартные) прыжки. Если же сделать основным содержанием тренировочного процесса прыжки через планку в полной координации, то образуется динамичесний стереотип и скорость отталкивания стабилизируется. Сходная тенденция проявляется в спринте (Г.В. Коробков, В.П. Филин, 1961). Сильнейшие спринтеры мира очень мало (примерно один раз в неделю) бегают с предельными нагрузками; основное же внимание уделяется скоростно-силовой подготовке (специальные упражнения, работа с тяжестями, многоскоки) и бегу с относительно невысокими скоростями (около 23,0–25,0 с 200 м), выполняемому в основном с целью приобретения специальной выносливости и совершенствования в технике.
В случае если стабилизация скорости все же наступила, применяют специальные приемы, которые делятся на 2 группы – приемы разрушения «скоростного барьера» и приемы его «угашения». В основе приемов разрушения «скоростного барьера» лежит стремление поставить спортсмена в такие условия, чтобы он превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости. Для этого используют, например, бег вниз по наклонной дорожке (Д.И. Оббариус, 1953), бег за лидером, бег с ускорением, метания облегченных снарядов, метание утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обычного веса, уменьшение длины троса при метании молота и т.п. Это
облегчение не надо делать излишне большим. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях (В.М. Дьячков, 1961).
Приемы «угашения» основаны на том, что при прекращении тренировки скорость угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различна. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основное упражнение, «скоростной барьер» может исчезнуть, техника же движений сохранится. Если в этот период с помощью иных средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результатов. Так, в одном эксперименте у квалифицированных прыгунов с шестом перерыв в прыжках в несколько месяцев не сказался отрицательно на технике. Весь этот период основное внимание уделялось развитию скоростносиловых качеств, и после перерыва, когда снова в занятия были включены прыжки, результаты спортсменов улучшились (В.М. Типаков).