Когда юный спортсмен ошибается
В процессе обучения, то есть на тренировках, совершать ошибки – естественный процесс. Думаю, вы со мной согласитесь в этом. Чаще всего, мы приходим к правильным движениям и способам действий только через ошибочные. Но с наступлением соревнований этот момент сильно усложняется.
И, в первую очередь, сложность создают наши собственные ожидания от выступления спортсмена (наши – это родителей и тренеров). Мы же видим, что на тренировках у ребенка все получается хорошо. Но вдруг начинает идти что-то не так, и спортсмен ошибается, а, в итоге, возможно, и проигрывает. И вот тут очень важный момент – как отреагирует тренер? Как отреагирует родитель?
Большинство родителей и тренеров не в силах справиться с собственными эмоциями, выплескивают их на спортсмена (которому и без того тяжело). В такие моменты часто происходит интересное замещение – взрослым обидно за то, что ребенок проиграл (хотя ведь мог выиграть и должен был!), как вдруг ррраз, и оказывается, что взрослый уже обижен НА ребенка, и готов высказать ему все, что думает по этому поводу. Объект обиды быстро трансформируется, фокус внимания взрослого смещается, и крайним остается сам спортсмен. Таким образом, чувство обиды и злости становятся теми неконтролируемыми факторами, которые сильно усугубляют ситуацию, и приводят к дальнейшим плохим выступлениям.
Здесь очень важно понять, что гораздо важнее и правильнее думать стратегически, а не сиюсекундно. А стратегическое мышление будет заключаться в том, что нам важно понять – все самые главные старты и победы спортсмена в будущем. А сейчас, когда ребенку восемь – десять лет, самая основная задача – научить его соревноваться. И это никак не связано с обучением тем навыкам, которые он приобретает в процессе тренировок. Научить соревноваться, это научить действовать в сложной ситуации. Настраиваться, собирать волю в кулак, реагировать на соперника, на публику, на судей. Это, в любом случае, стресс, даже для взрослых спортсменов, а тем более для детей. И научить работать в стрессовых условиях – вот это задача.
А мы часто требуем от спортсмена побед «здесь и сейчас». Нас не особо волнует стратегия, нам важна победа в моменте. И это ошибка. Из-за того, что победа не случается, не оправдываются наши ожидания. К этому добавляется полное отсутствие саморегуляции родителей и тренеров, и, в итоге, мы начинаем ругать детей (был свидетелем и рукоприкладства). Хочу обратить ваше внимание на то, что чаще всего, когда спортсмен говорит: «Я боюсь сделать ошибку», на самом деле он боится не самой ошибки, а негативных реакций взрослых. Таким образом, ругая за ошибки на прошедших стартах, мы создаем негативные условия для будущих.
Выходов из этой замкнутого круга, связанного с ошибками, немного. Самый простой – разрешить спортсмену ошибаться на соревнованиях. Как бы странно это не звучало. Просто никак не реагировать. Что бы он ни сделал – «молодец». Именно так, например, реагируют тренеры западных молодежных клубов. Команда проигрывает 8:0, а тренер говорит ребятам «Good job!», и в его словах и тоне голоса нет даже намека на сарказм или издевательство. Поймите, если мы разрешим спортсмену делать ошибки, то, в итоге, он будет действовать раскованно, смело, не бояться рисковать, импровизировать на площадке. Это хорошо во всех видах спорта. А, со временем, он усилит свои навыки, и ошибки сойдут на нет. Если вы считаете, что спортсмен такой глупый, что он не понимает, что ошибся или из-за чего проиграл, то вы сильно заблуждаетесь. Но, наказывая его, можно добиться только одного сценария – ступора. «Лучше ничего не делать, чем сделать ошибку». А вот этот сценарий изменить будет уже очень сложно. Поэтому, стоит заранее подумать, что важнее: выиграть прямо сейчас или стабильно побеждать чуть позже?
Другой момент, на который стоит обратить внимание – работа из «второй позиции». Вместо того, чтобы ругать, попробуйте поставить себя на место спортсмена. В одном из клубов, куда меня пригласили «навести порядок», одна из глобальных проблем состояла в реакциях родителей на проигрыш своих детей. Большинство родителей, которые приводили детей на тренировки и сопровождали на соревнованиях, были папы. Наблюдения показали, что практически за каждый проигрыш детям влетало «по полной». Не стесняясь присутствия посторонних людей, любящие отцы налево и направо раздавали такие суждения: «что ты, как тюфяк там стоял», «я думал, ты хорошо дерешься, а ты…», «и че ты ему проиграл, вообще, что ли, ничего не умеешь?» Это я еще смягчил лексику.
После небольшого анализа и оперативного совещания с тренером, было принято решение моделирования соревновательного процесса для пап. Их собрали в две небольшие группы (нам повезло, что удалось убедить родителей в важности эксперимента), и два месяца тренировали, с учетом их первичной физической формы. Постарались и в тренировках приблизиться к нагрузкам детей. А через два месяца устроили им настоящие соревнования между собой. С судейством, призами, победителями и проигравшими. Накалу страстей не было предела. Но, в итоге, была достигнута главная цель – критика от родителя к спортсмену прекратилась полностью. Папы сами побывали «в шкуре» ребенка.
Мне кажется, такие эксперименты было бы полезно устраивать периодически в разных клубах, в разных дисциплинах, и особенно там, где критика не имеет границ. Как только родитель получает возможность взглянуть на ситуацию из глаз спортсмена и почувствовать все то, что чувствует спортсмен, очень большое количество вопросов отпадает. Родители начинают задумываться, а что лично им могло бы помочь при проигрыше и тех ошибках, которые они делали в поединках? Предыдущие взгляды на воспитание пересматриваются сами собой. Причем, кардинально.
Из любой ошибки можно (и нужно!) вынести некий урок, сделать выводы. Самое главное, чтобы разбор ошибки был «в сухом остатке». Без эмоций. Только информация. Важно не просто проанализировать ошибку со спортсменом, а научить его это делать. Помочь, подсказать как правильно, а дальше сам. Научить ребенка думать. А сделать это можно только тогда, когда мы задаем много вопросов, но не даем готовых ответов. Например:
– Что тебе понравилось в прошедших соревнованиях?
– Что не понравилось?
– Что у тебя получилось хорошо?
– Что не получилось?
– Если бы ты вернулся сейчас в прошедшие соревнования, то что бы ты там изменил?
– А в своих действиях?
– Чему данные соревнования тебя научили?
– Что ты вынес для себя такого, что мог бы взять дальше в следующие старты и применить на практике?
И, самое важное, понять, что если ошибка сделана, то она сделана телом! И все нейронные связи и сигналы от мозга к телу, передающиеся по нейросети, как бы прописаны во внутренней базе данных, то есть в опыте спортсмена. Стоит немного отойти в сторону теории, чтобы понять, что нам предстоит сделать. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с новыми или старыми условиями окружающей среды (не только в спорте, но и в гражданской жизни), наша психика обращается к нашему опыту, как бы в базу данных, в поисках наиболее релевантного примера действий в данных условиях. Находит возможные способы поведения и переводит их в двигательную активность. То есть, мы себя начинаем как-то вести.
Когда тренер разбирает ошибки команды, и говорит, мол тебе надо было сделать так, а тебе так, эта информация присутствует в голове спортсмена исключительно, как семантический опыт (звучание фраз). Иными словами, толку от этой информации немногим больше, чем от знания, что у соседа забор синего цвета. В итоге, когда дело доходит до игры, то «на автомате» выстреливает прежнее поведение, так как все стимулы и нейронные связи остались прежними. Поэтому, проработка ошибок должна быть приближена к той схеме, которую я вам описал, если хотите действительно избавиться от ненужного поведения. Естественно, тренер не будет работать с каждым игроком на эту тему, и это не его работа – это работа спортивного психолога.
Очень важно, как сам спортсмен относится к своим ошибкам. Все относятся по-разному. Некоторые спортсмены очень сильно переживают, когда совершают ошибку, другие – не обращают на них никакого внимания. Иногда сложно понять, ребенок осознает неверное поведение, или нет. И чтобы с этим моментом разобраться нам потребуется пролонгированное наблюдение – уходит ли ошибка со временем, или нет.
Если поведение изменяется и ошибки сводятся к минимуму, то, скорее всего, спортсмен движется в правильном направлении, а его реакция на ошибки при этом перестает иметь значение. Но, если поведение со временем не изменяется, стоит обратить более пристальное внимание на стратегии преподавания или попробовать упражнение, описанное выше.
Однозначно, излишне эмоциональная реакция на ошибку, когда ребенок впадает в истерику или начинает плакать, усложняет анализ самой ошибки. Дети, которых сильно ругают за ошибки, склонны показывать, как сильно они переживают из-за неверного действия. При этом вся энергия уходит на демонстрацию переживания, а не на анализ. Более того, практика показывает, что ребенок, который «убивается» из-за сделанной ошибки, гораздо меньше склонен анализировать ее. Потому что, каждая попытка обсудить ошибку или подумать о ней, неизбежно приводит к новому эмоциональному всплеску. И, зная это, ребенок не желает вновь испытывать неприятную эмоцию. Поэтому, он будет любыми способами «отнекиваться», «съезжать с темы», уходить от самой мысли о том, что он делает что-то не так.
Если вы встречаетесь с таким поведением ребенка и не понимаете, почему тот не желает обсуждать ошибки, то знайте, что, скорее всего, проблема именно в этом. В таких случаях имеет смысл проработать именно ту реакцию, которая не дает перейти к анализу ошибки. С этим также может помочь спортивный психолог. Как только эмоциональная реакция на ошибку становится нейтральной, и ребенок начинает легко говорить о своих ошибках и обсуждать их, можно переходить к разбору ситуаций. Причем, опять же, без эмоций. Таким образом, мы снова упираемся в то, что спортсмену надо разрешить ошибаться. Тем самым, мы сведем к минимуму его эмоциональную реакцию на ошибки и сможем легче их исправлять.
В самом начале я говорил о важном принципе: «Если что-то не получается, попробуй по-другому». При разборе ошибок это будет иметь ключевое значение. Если вдруг не получается какое-то сложное движение или цепочка движений, необходимо разобрать это действие на мелкие «запчасти». Вплоть до микродвижений пальцев (если это бросок), до работы базового равновесия, до микроповоротов тела, стопы, плеча и так далее. И посмотреть, что можно попробовать изменить. Так как, если ничего не менять, результат останется прежним. Но очень часто спортсмены и тренеры забывают об этом принципе. А, в итоге, спортсмен делает сто попыток одного и того же движения, с ожиданием, что «вот сейчас получится», но ничего при этом не меняя. Соответственно, он делает сто неправильных движений, и тело это запоминает. Ошибка укореняется. Проблема остается.
Ну а если говорить стратегически, то необходимо направить внимание ребенка на те правильные действия, которые у него начинают получаться. Помните, мы говорили о роли внимания? На что мы его направляем, то и начинает проявляться в большей степени. Если мы направляем внимание ребенка на саму ошибку, мы заставляем его, волей-неволей, крутить этот ошибочный контекст в голове. От этого ошибка будет воспроизводиться снова и снова. Гораздо прагматичнее направить внимание ребенка на правильные действия, которые должны быть вместо ошибки.
Давайте разберем этот момент на простой ситуации. Например, есть ошибочное движение «шаг влево» и правильное движение «шаг вправо». Если мы думаем о том, что «не надо делать шаг влево», «только бы не сделать шаг влево», «зачем я делаю шаг влево?» и так далее, то в контексте мысли, при этом, существует только «шаг влево». И на нашем внутреннем экране, раз за разом будет появляться картинка «как я делаю шаг влево» (а потом сознание будет пытаться подставить к этой картинке частицу НЕ). Поэтому, если на такую ошибку мы будем реагировать, направляя внимание именно на нее саму (типа: «ну вот, ты опять сделал шаг влево», «почему ты делаешь шаг влево?»), мы усложним процесс усвоения движения «шаг вправо». А чтобы упростить выработку правильного навыка, необходимо, как вы понимаете, устремить внимание именно на этот правильный момент. Для этого от нас самих, как преподавателей, потребуется Терпение и Понимание, как это работает на внутреннем экране нашего мозга.
И, наконец, список базовых фраз, которые часто употребляются родителями и тренерами, когда ребенок ошибается, но которые строго-настрого употреблять вам запрещаю:
– Ну, что ты делаешь?
– Как же так!?
– Ну, опять!?
– Ну, куда ты (поставил ногу, движешься и т. п.)?
– Прекрати так делать!
– Сколько можно!?
– Опять одно и то же!
– Ты будешь делать правильно или нет?
– Снова ошибка!
– Ты дурак?
– Ты что, не понимаешь?!
– Почти получилось!
– Так нельзя!
– Почему ты делаешь одно и то же?
– Зачем ты (пошел сюда, сделал это, и т. п.)?
– Чтобы я этого больше не видел!
– Сил моих нет тебе объяснять!
Я думаю, вы поняли основную направленность этих МЕТА-сообщений спортсмену, и можете продолжить этот список своими собственными «мусорными» фразами. Все эти выражения продиктованы лишь отсутствием саморегуляции преподавателя и отсутствием его терпения. А к чему они приводят? Только к одному – к ступору! «Мусорными» я называю эти выражения потому, что они не только не несут никакой смысловой нагрузки, но и вызывают непонимание у того, кому они направлены. Иными словами, бестолковое сотрясение воздуха, которое не имеет ничего общего с процессом обучения. Если бы меня спросили, какое одно качество тренера я считаю самым важным (только одно!), я бы назвал Терпение. Помните знаменитое: «Терпение и труд все перетрут»? Давайте работать, в первую очередь, над собой, если хотим научить другого!