18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

#Наука_и_бизнес

14:54 24.07.2024 16+
512


Алексей Тюлькин об инновационных стартапах Вятского ГАТУ: "За нашей клубникой зимой выстраиваются очереди"

Предлагаем вашему вниманию фрагменты интервью с проректором по инновациям Вятского ГАТУ А.В. Тюлькиным, опубликованное на портале KIROV.RU https://kirov.online/ludi-v-gorode/aleksej-tulkin-ob-..

-Инновации сегодня требуют от студентов бизнес-инициативы. Как вы мотивируете своих студентов проявлять предпринимательскую жилку?

-Наука без молодежи не может полноценно развиваться, поэтому мы хотим дать молодым талантливым ребятам возможность осуществлять свои разработки и воплощать идеи, превращая их в успешный бизнес. Одним из важных этапов на пути к формированию у обучающихся Вятского ГАТУ предпринимательской инициативы является проект "Выпускная работа как стартап". Его суть заключается в том, что кроме совершения какого-то научного открытия выпускник должен придумать ему коммерческое применение. И когда он защищает свой диплом, то может получить до миллиона рублей на развитие придуманного им бизнеса вплоть до регистрации патента, торговой марки и даже создания собственного предприятия. При этом мы можем предоставить студенту все имеющиеся у университета лаборатории и помещения для работы. В настоящее время университет переходит на модель инновационных научных лабораторий, и сейчас мы находимся в лаборатории бродильных производств, которая как раз имеет такой статус.

-Расскажите подробнее о перспективах, которые открываются перед студентами.

-В настоящее время в Вятском ГАТУ реализуется пять студенческих стартапов, три из которых на агрономическом факультете. Результатом их развития должен быть некий патент или торговая марка, и тогда на рынок предлагается либо продукт, либо франшиза, либо и то, и другое. Так, по франшизе у нас будет продаваться круглогодичная технология производства земляники садовой на гидропонике, а впоследствии и технологии выращивания малины и ежевики на гидропонике. При этом у нас в Кировской области уже есть успешно работающее предприятие по производству ягод. То есть университет становится для своего выпускника полноценным партнером, готовым оказать ему поддержку в процессе создания итоговой ценности.

-А сам университет что получает в итоге от предпринимательской деятельности своих студентов?

-Вся выгода университета от такой деятельности обговаривается отдельно и зависит от вклада Вятского ГАТУ. Если мы говорим про конкретный продукт, полученный в стенах университета в рамках обучения, то его правообладателем является Вятский ГАТУ, и мы впоследствии получаем роялти от его производства. Если инновация осуществляется вне образовательного процесса, и в процессе получения продукта просто используется только наша материально-техническая база, то мы обговариваем возможность ее обновления.

-Вы упоминали про круглогодичное выращивание садовой земляники с использованием гидропоники. Расскажите о том, как вы к этому пришли?

-Начиналось всё с выращивания микрозелени, но очень скоро мы поняли, что получить ее можно и без специального оборудования, и решили начать производить что-то такое, что в обычных условиях либо не вырастет, либо будет недостаточно качественным. Первыми кандидатами были огурцы и томаты, но мы сочли их выращивание нерентабельным и стали ориентироваться на садовую землянику, которая востребована в сыром виде и идет на производство смузи, тортов и других кондитерских изделий.

Пилотный проект мы запустили на площади 70 квадратных метров в здании нашей бывшей ветеринарной клиники. Самое дорогое, что у нас было на пилотном производстве, - это лампы, которые стоили от 3000 рублей и которых требовалось по три штуки на погонный метр. На сегодняшний день такие лампы в России из китайской компонентной базы делают три компании. К своим лампам они также прилагают определенные сорта клубники, которые якобы можно вырастить с их помощью. Однако когда мы начали пытаться их выращивать, у нас ничего не получилось. Как оказалось, такие производители намеренно утаивают часть важной информации, чтобы клиент в дальнейшем приобретал у них поддержку и сопровождение до вызревания ягод.

Столкнувшись с такими подводными камнями мы начали собственные исследования и за три месяца полностью освоили технологию выращивания садовой земляники. Теперь, добавляя в растворный узел определенные вещества, мы получаем сладкую клубнику. Если мы хотим получить более плотную клубнику, которая лучше хранится, мы убавляем температуру в помещении. На данный момент мы при помощи таких манипуляций можем полностью контролировать различные параметры будущего урожая. Добившись таких результатов, основатель стартапа на грантовые средства приобрел себе ангар в Шихово и увеличил площадь производственных мощностей с 70 до 350 квадратных метров.

На летнее время, когда рынок клубники перенасыщен предложением, выращивание клубники останавливается (производится обрезка кустов), а уже в августе запускается вновь. Сбор урожая идёт волнами, каждая волна длится три недели, и если в первой волне урожай не очень большой, то с каждой новой волной ягод становится всё больше и больше, а пик достигается как раз в осенне-зимний период.

Еще одна задача, которую мы решили - добились независимости от импорта саженцев клубники. Раньше мы покупали голландские сорта, но столкнулись с тем, что на российский рынок они отправляют саженцы даже не третьего, а четвертого сорта. Именно поэтому мы на основе закупленных саженцев вывели свой сорт и теперь в пробирках путем микроклонального размножения растений выращиваем собственные стерильные саженцы клубники, которые гарантированно будут расти и обеспечивать обильный и стабильно качественный урожай. Таким же способом мы производим саженцы ежевики, малины, картофеля и других растений. Главным плюсом такого способа размножения саженцев является отсутствие необходимости обработки растений агрессивными химикатами. Используются только биологические факторы защиты, что сокращает путь от грядки до прилавка.

-Учитывая то, что вы выращиваете клубнику в Шихово, логистическое плечо должно быть ниже, чем в случае с клубникой из Турции, Египта и других стран. Получается ли сделать местную клубнику дешевле иностранных аналогов?

-Наша задача не сделать дешево, а сделать качественно. Так, в декабре прошлого года на полках одного из магазинов стояла привозная клубника стоимостью 1400 рублей за килограмм и наша, с учетом наценки продавца, за 2000 р/кг. Мы тогда еще не объявляли, кто мы такие, но за нашей клубникой стояла очередь, потому что она и по запаху, и по вкусу, по внешнему виду соответствует летней клубнике. Она - настоящая, тогда как заграничная на вкус, как вата. В месяц нам удавалось продавать до 150 килограммов ягод. При этом принципиальная позиция собственника бизнеса - он не выставляет на прилавок ягоды, которые теряют внешний вид. Ну и нельзя не упомянуть, что наше производство является очень популярным местом для фотосессий. Когда ты приезжаешь зимой и из сугробов попадаешь в окружение ягод клубники, это впечатление на всю жизнь.

#10летие_науки ие

Оставить сообщение