18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Принципы работы детского тренера

15:45 15.07.2024 16+
571
‍? Принципы работы детского тренера

Сначала дай уважение, а потом получишь его обратно. Уважение и любовь – два парадоксальных ресурса. Они не работают по принципу прямой конвертации, как деньги взамен на информацию, например. Они работают по-другому: чем больше дал, тем больше получил. Многие тренеры об этом забывают, начиная требовать уважения от спортсменов «на пустом месте». Так не получится, только испортятся отношения. Поэтому, возьмите этот принцип за правило, если не хотите, чтобы в 14 лет спортсмен развернулся и ушел, а у вас не было возможности его удержать или переубедить.

Заинтересовать, а не заставить. Очень важный принцип, который потребует от тренера усилий и изобретательности. Ведь каждое упражнение можно завернуть в разную оболочку, но тренер, как правило, не заморачивается на эту тему. Я часто спрашиваю спортсменов: «Ты можешь предсказать, что будет на завтрашней тренировке?» И если в ответ слышу утвердительное ДА, то у меня не возникает сомнений, что через некоторое время мотивация этого спортсмена будет «на нуле». И это вопрос только к тренеру и к его программе.

Максимальная саморегуляция. Таких чувств, как гнев, апатия и эйфория от победы, вообще не должно быть в арсенале тренера. Он должен быть первым примером саморегулятивных функций. Только тогда спортсмен перестанет «отгребать» за ошибки и научится хорошо выступать.

Внимания всем поровну. Вот здесь провал у 99 % тренерского состава. Наличие «любимчиков» неизбежно приводит к появлению «изгоев». А это не допустимо в тренерской деятельности. Иначе, есть большой риск упустить действительно способного спортсмена. К тому же, излишнее внимание к конкретной персоне приводит к дисбалансу всего коллектива, даже если это не командный вид спорта. А, на самом деле, тренеру, всего навсего, следует изучить своих подопечных с этой точки зрения. И есть очень хорошая практика для этого. В самой начальной стадии тренировок, когда спортсмен только пришел в вашу команду/клуб, дайте ему такое задание: написать небольшое эссе на тему вашего вида спорта. В этом маленьком сочинении, которое спортсмен может написать, в том числе, при участии родителей, необходимо раскрыть, как минимум, следующие вопросы:

– Почему мне нравится этот вид спорта?

– Чего я хочу добиться в нем?

– Как я узнаю, что выполняю упражнения правильно?

– Как я пойму, что тренер уделяет мне достаточно внимания?

– Как я привык, чтобы меня хвалили?

Дальше, по вашему желанию. Тот текст, который получится в результате, даст тренеру бесценную информацию о мотивации и способах подкрепления. Вы сможете использовать именно точку зрения спортсмена, а не выдумывать велосипед, пытаясь угадать, как мне вести себя с тем, или этим спортсменом. Задание простое, но мало кто к нему прибегает. Многие тренеры пытаются действовать наугад, часто при этом ошибаясь.

Я выигрываю – ты выигрываешь! Одно из первых правил взаимодействия людей, в целом. Но часто я вижу такую картину: тренер считает себя главным, а все спортсмены – в подчинении. Задумайтесь, тренеры – спортсмен, это главное действующее лицо, и вы на него работаете. Вы – обслуживающий персонал, как и я. Но, не заискивающая позиция, а взрослая – win-win. Полностью равное сотрудничество. И спортсмен без вас никуда, но и вы без спортсменов никуда.

Разрешить спортсмену проигрывать. Разрешите ему действовать так, как он считает нужным, даже если прямо сейчас это приведет к проигрышу. Это опыт спортсмена. Как только вы начинаете наказывать его за неверные действия, вы провоцируете появление очень плохой стратегии: «Лучше не делать ничего, чем ошибиться». Знакомо? Тогда стоит воспользоваться этим принципом для повышения собственной эффективности.

Смысл любой коммуникации в обратной связи. Для того, чтобы изменить реакцию или способ действия спортсмена, найдите подходящий формат коммуникации. Постоянно экспериментируйте. Не получается одно, пробуйте другое, третье. Будьте гибкими во взаимодействии, и вы найдете ключ к каждому.

Любое поведение изначально имеет позитивное намерение. Если вы не можете повлиять на то или иное поведение ребенка, просто спросите себя: «Когда он так себя ведет, что хорошего он при этом хочет?» И ответ поведет вас в нужном направлении. Много раз видел, как тренер обижается на спортсмена за что-то. А кто здесь ребенок? Видимо, тренер, раз так. Найдете позитивное намерение, найдете и способ воздействия.

Каким я вижу спортсмена, таким он для меня и является. Речь идет о наклеивании ярлыков – он способный, а он неспособный и т. п. Если вы не можете проявить способности ребенка, это не значит, что он неспособный, это значит, что вы видите его под таким углом. Измените точку зрения, и многое изменится.

Каждому спортсмену важно, чтобы тренер в него верил. На консультациях, когда ко мне обращаются за помощью, эта тема возникает очень часто. «Тренер не верит в меня» – это очень сильно влияет и на мотивацию, и на характер выступления. Задумайтесь, а как спортсмен узнает, верите вы в него или нет? По каким признакам? Если вы попробуете ответить на этот вопрос, то увидите, что это не всегда вербальные признаки. Верить в спортсмена, это не всегда говорить ему что-то. Тут важны и мимика, и жесты и поза тренера в определенные моменты. Отвернулись не вовремя – и все, спортсмен сделал для себя выводы (которые могут совсем не совпадать с реальностью, но это уже не важно).

Воздействие тренера не бывает нейтральным. Очень распространенная ошибка думать, что я никак не влияю на спортсмена. Я ему ничего не говорю, никак не воздействую и т. п. Это ошибка. Вы воздействуете всегда, даже когда ничего не говорите. Просто помните об этом, когда выстраиваете коммуникацию. Не похвалил, значит уже поругал. Многие дети воспринимают это так. Поэтому, всегда обращайте внимание на то, как и что вы говорите спортсмену. Держите в уме его способы восприятия информации и реагирования. В этом и кроется профессионализм тренера.

Использовать принципы позитивного подкрепления. По этому поводу написана не одна книга. Речь идет об основах бихевиоризма Скиннера. На самом деле, это очень крутой инструмент для практики и воспитания, если вы находитесь в непосредственном контакте со спортсменом. Если психолог, например, работает в бихевиористическом подходе, и при этом консультирует online, то смысла в этих консультациях никакого нет – попробуйте обучить собаку команде сидеть через экран монитора… Но, если вы непосредственно контактируете со спортсменом в процессе деятельности, навыки позитивного подкрепления будут крайне полезны, и даже необходимы для эффективной выработки навыка. Посоветую вам одну книгу, которая читается очень легко, и в которой эта тема разобрана максимально подробно. Автор Карен Прайор, книга называется «Не рычите на собаку». Искренне советую.

Оставить сообщение
Последние новости
2024-09-07
18+
ППМИ 2024
103