Ответная связь — учительский навык тренера
При обучении обратная связь необходима. Без нее спортсмены не будут знать, на что обращать внимание для улучшения результата. Существуют два основных источника ответной реакции на действия спортсмена, а именно:
Естественная реакция, исходящая от самого спортсмена в результате какого-либо движения. Иногда ее называют внутренней обратной связью; она всегда есть у спортсмена, хотя он сам может и не подозревать об этом.
Дополнительная реакция, направленная на спортсмена и исходящая из какого-либо внешнего источника – тренера, других спортсменов, зрителей, зеркальных поверхностей или при просмотре видеоповторов. Такую реакцию можно назвать внешней.
Оба вида реакции важны, а их относительная значимость частично зависит от этапа обучения спортсмена. К примеру, на начальном этапе у спортсмена нет четкого представления о том, как должны выглядеть движения, какие при этом должны возникать ощущения. Следовательно, внутренней реакцией он будет пользоваться в меньшей степени. Навык получения обратной реакции при хорошем исполнении даст ту внешнюю реакцию, которая к тому же поможет развивать у спортсмена его внутреннюю реакцию.
Вначале тренеру важно выработать потребность в наблюдении, причем неоднократном, прежде чем он будет реагировать. Причины тому были приведены при рассмотрении навыка «наблюдать и анализировать» и включают в себя выявление того, что является постоянным в действиях спортсмена по сравнению с разовым. Это означает, что тренер должен проявлять свою внешнюю реакцию время от
времени, а не постоянно. Постоянная реакция со стороны тренера может принести краткосрочные успехи в результатах спортсмена, но долгосрочный процесс обучения при этом страдает, поскольку внутренняя реакция не развивается. Кроме того, постоянная внешняя реакция может создать у спортсмена полную зависимость от тренера, и он не сможет тренироваться или выступать на соревнованиях без него.
Если спортсмен и его интересы будут у тренера на первом месте, то спортсмен при этом получит стимул к самоанализу, самоопределению и самостоятельному исправлению ошибок за счет развитой наблюдательности и использования внутренней реакции. Спортсмену это дает ощущение самостоятельности и ответственности за результат.
Пронаблюдав за неоднократными действиями спортсмена, тренер должен сконцентрироваться на том, что спортсмен выполнил правильно. Постарайтесь при этом быть максимально конкретным, и
сообщайте полезную информацию. Например, фраза «это было хорошо» в принципе информации не содержит. Было бы лучше сказать: «В этот раз ты все сделал лучше, потому что во время выполнения поза была правильной».
Полезным может оказаться стремление выработать у спортсмена понимание того, что происходит, с помощью вопросов – даже если это абсолютный новичок, находящийся на первом этапе обучения.
Однако после перехода спортсмена на второй этап обучения у него уже должна сложиться четкая умственная картина, а также четкое представление об ощущениях при выполнении какого-либо действия. Тренеры могут поощрять развитие внутренней реакции спортсменов с помощью тщательно подбираемых вопросов. Например, «что ты почувствовал в момент отрыва?», «скажи, что ты видел во время бега?», «что ты чувствовал в момент выпуска снаряда в последних трех попытках?» Тренер может задавать дополнительные вопросы, чтобы еще больше повысить наблюдательность спортсмена
и помочь ему пользоваться внутренней реакцией. Всегда помните о необходимости отложить внешнюю реакцию до тех пор, пока у спортсмена не будет достаточно времени для обработки его внутренней реакции.
По мере накопления опыта и знаний тренеру будет все легче отличать правильное от неправильного. Теперь тренеру уже нужно принимать решение о том, на каких ключевых моментах останавливаться – на одном, двух или трех. Он должен закреплять самые важные правильные действия и предоставлять возможность исправить самые важные неправильные действия спортсмена. Выражения при этом нужно подбирать краткие, простые и понятные, после чего следует опять приступить к тренировке.
То, каким образом вы выражаете свою внешнюю реакцию, создаст нужную обстановку для обучения. Всегда будьте честным, но честные слова должны быть в то же время и позитивными, чтобы создавать у спортсмена уверенность в себе. К примеру, лучше сказать: «Постарайся сильнее оттолкнуться и выпрямить ногу и стопу у планки», а не «Не зажимайся при отталкивании».
Когда некоторые тренеры слышат слова о необходимости позитивного отношения, им кажется, что они должны говорить спортсмену «хорошо», «нормальная попытка», «прекрасно» независимо от того,
действительно ли спортсмен что-то хорошо сделал. Опытные тренеры обычно перемежают критику с двумя позитивными высказываниями, создавая как бы сэндвич. При этом у спортсмена сохраняется мотивация, но они знают, что нужно сделать для совершенствования. К примеру, «ты действительно постарался в последней попытке» – это позитив. Дальше, «руки были пассивными во время рывка. В следующих попытках постарайся сконцентрироваться на движениях рук и отводить назад только плечо – сильно, но без напряжения» – несколько критическая реакция. Наконец, еще одно позитивное замечание: «Продолжай в том же духе, и в спринте все у тебя будет хорошо».
Отличным источником внешней реакции для спортсменов может быть видеосъемка. Во время тренировок она может сразу же дать объективное воспроизведение, которое можно повторить несколько раз, в том числе и в режиме замедленного воспроизведения, что подходит для детального анализа. Свидетельством успехов спортсмена может служить сравнение с предыдущими тренировками и видеозапись выступления на соревновании.
Говорят, что лучшие тренеры – те, кто лучше всех умеет общаться. Искусство общения само по себе является фундаментом тренерского мастерства, поэтому развитием способностей к общению нужно заниматься всем тренерам.