18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Основные формы двигательных способностей человека

23:05 29.08.2023 16+
1990
Основные формы двигательных способностей человека

Рассмотрение форм ДС удобно начать с анализа факторов, обеспечивающих скорость движений (переме­щений) спортсмена. Скорость — одна из главных качест­венных характеристик рабочей эффективности спортив­ных локомоций. В самом деле, бежит ли спринтер или марафонец, поднимает ли штангу тяжелоатлет, выпол­няет ли прием борец или наносит удар боксер, успех решает скорость, с которой они это делают. Но в каждом из этих случаев скорость определяется разными факто­рами. И если раньше эти факторы сводились к тому или иному набору ФК, то на современном уровне знаний такое упрощение уже недопустимо.

Скорость спортивного движения опре­деляется мобилизацией всего комплекса физиологических систем организма. Причем функциональное взаимодейст­вие и преимущественная роль отдельных систем в обеспе­чении скорости зависит от режима мышечной деятель­ности. Несколько схематизируя и укрупняя проблему (рис. 1), можно говорить, что скорость спортивного упражнения обеспечивается главным образом функцио­нальными возможностями центральной моторной, мышеч­ной и вегетативной систем организма, а также умением спортсмена целесообразно координировать свои усилия в зависимости от внешних условий, сопутствующих реше­нию двигательной задачи.

В качестве наиболее общих характеристик таких условий можно указать величину внешнего сопротивле­ния, которое приходится преодолевать спортсмену (край­ние случаи — большое и малое); длительность работы (например, в циклических видах спорта короткие, сред­ние и длинные дистанции); характер работы (однократ­ный, повторный, непрерывный, переменный) и ее интен­сивность или мощность (предельная, субмаксимальная, умеренная). В условиях, когда спортсмен встречается с незначительным внешним сопротивлением, скорость движений определяется преимущественно оператив­ностью (быстротой) мобилизации двигательного состава действия со стороны центральной моторной зоны. С увеличением внешнего сопротивления преимущественную роль уже играет способность мышечной системы к прояв­лению значительных усилий, величина которых также определяется регулирующей функцией моторной системы.

И наконец, длительное сохранение требующейся скорости движений или перемещений обеспечивается в основном как мышечной, так и вегетативными системами. Заметим, что речь идет о преимущественной роли названных фи­зиологических систем, хотя практически все они в той или иной мере участвуют в обеспечении скорост­ного режима и вовлекаются в процесс его совершенст­вования.

Это, так сказать, физиологическая сторона проблемы, характеризующая объективные причинные факторы, не­посредственно обусловливающие скорость движений (пе­ремещений) человека. С другой стороны, и это уже психолого-педагогический аспект проблемы, приведенные выше случаи качественного различия в реализации двигательной функции могут рассматриваться с точки зрения проявления соответствующих ДС спортсмена.

Последние выделяются в практике с некоторой долей условности для дифференцированной качественной характеристики и количественной оценки отдельных сторон (но не составляющих) его функциональных возможнос­тей. В этом имеется очевидный практический смысл, связывающийся главным образом с идеей и задачами комплексного педагогического контроля. Последний пред­назначен для опосредованной (с помощью батареи тестов) оценки функциональных возможностей физиологических систем организма, преимущественно определяющих те или иные стороны (характеристики) специфической работо­способности спортсмена, что позволяет наблюдать их из­менение в процессе тренировки и вносить в нее коррективы в случае необходимости.

Однако, строго говоря, и это наглядно видно из рис. 1, скорость спортивного упражнения непосредствен­но обеспечивается не ДС, а мобилизацией всех без исключения физиологических систем организма, но при ведущей роли тех или иных из них. Точно так же совер­шенствование скорости связано не с развитием ДС и их синтезом, а с избирательно специализированным совер­шенствованием этих систем и их функциональным объе­динением на решение скоростной задачи. В то же время вполне допустимо отождествлять моторные возможности человека, проявляемые при преимущественной мобили­зации тех или иных физиологических систем с ДС, например, быстротой, скоростью, выносливостью или лю­быми другими.

Отсюда очевидны две точки зрения на проблемы СФП спортсменов. Одна из них, физиологическая, рассматри­вает специальную работоспособность и ее повышение как результат целостной МФС организма, другая, психолого-педагогическая, как результат развития надлежа­щих ДС. Не следует противопоставлять эти точки зрения, ибо каждая из них характеризует одно и то же явле­ние, но с разных позиций. Однако необходимо учиты­вать, что специальная физическая подготовленность спортсмена — это не комплекс ДС, а стабилизированное функциональное состояние его организма, условно дифференцирующееся на ДС. Четкое понимание этого обстоятельства — важное условие, определяющее про­фессиональную эрудицию тренера и разработку принци­пов СФП.

В то же время необходимо считаться и с житейским смыслом понятия ДС. Мы никогда не изживем из нашего обихода такие обобщенные и абстрактные понятия, как, например, «сильный (или выносливый) юноша», или представления, что тяжелоатлет должен быть сильным, боксер — быстрым, пловец — выносливым и т. д. Столь же обобщенно можно характеризовать и моторные задатки, присущие человеку от рождения и обеспечи­вающие ему возможность решать двигательные задачи с той или иной оперативностью, проявляя при этом необходимые усилия, и противостоять утомлению. Однако переносить эти абстракции в область строгих научно- методических понятий и категорий теории спортивной тренировки недопустимо. Причем следует иметь в виду, что в условиях спортивной деятельности ДС всегда специализированы. Поэтому о них надо говорить не вообще, а с учетом их роли в обеспечении решения конкретной двигательной задачи, в частности скорости спортивного действия.

Итак, все предыдущее изложение позволяет теперь решиться на несколько неожиданные с точки зрения сложившихся традиций заключения, касающиеся форм ДС, присущих спортсмену (рис. 2). Вспомним, что для спортивной деятельности характерны двигательные и ста­тические действия. В зависимости от условий, в которых они выполняются, систематическая тренировка активизирует процесс МФС организма в нап­равлении преимущественного развития быстроты реали­зации двигательной задачи, скорости движений (перемещений) спортсмена или позной активности. В процессе МФС организма в этих направлениях формируются и развиваются, как это можно заключить из представ­ленных выше материалов, четыре конкретные формы ДС, которые для условий спортивной деятельности можно считать основными:

моторная оперативность — способность, определяющая минимальную продолжительность (быстроту) реали­зации двигательного действия или его элементов при отсутствии значительного внешнего сопротивления дви­жению;

координационные способности, характеризующие воз­можности спортсмена к эффективному решению двига­тельной задачи за счет рациональной организации мы­шечных усилий; силовые способности, характеризующие возможности спортсмена к проявлению рабочих (двигательных) уси­лий для преодоления значительных внешних сопротив­лений;

двигательная выносливость — способность к продол­жительному выполнению мышечной работы на необходи­мом уровне ее эффективности.

Логично ожидать, что ограничение всего богатейшего качественного многообразия двигательных проявлений человека четырьмя формами ДС может вызвать недоуме­ние. Однако, не исключая повода для дискуссии, будем надеяться, что дальнейшее рассмотрение физиологиче­ской природы указанных ДС и методических принципов СФП представит убедительные аргументы в пользу того подхода, который привел к их выделению. Сейчас же под­черкнем, во-первых, что эти формы не претендуют на исчерпывающую классификацию ДС человека вообще.

Они относятся только к спортивной, т. е. специфической, сфере деятельности, которая обусловливает потребность в них и содержит в себе условия для их формирования и развития. В других сферах деятельности состав форм ДС может быть иным. Во-вторых, в результате избиратель­ной МФС организма в процессе многолетней тренировки основные формы ДС приобретают специализированный характер, о чем мы уже говорили. Именно это обстоя­тельство (но не синтез ФК) определяет то качественное многообразие ДС спортсменов, которое хорошо известно в практике.

До сих пор мы ничего не говорили о гибкости и ловкости, которые принято относить к основным ФК. Однако к ДС гибкость вряд ли правомерно причислять. Следует согласиться со специалистами, не включающими гибкость в состав ФК и характеризующих ее как «анатомическую категорию», т. е. чисто физическое свойство двигательно­го аппарата (F. Fetz, 1965; К. Fidelus, 1972). Тем не ме­нее это не означает умаления роли гибкости как условия к полноценному проявлению ДС. Что касается ловкости, то следует признать заслужи­вающими внимания аргументы в пользу ее выделения Ш. И. Лях, L979; В. И. Филиппович, 1980; Б. П. Ильин, 1982; В. Hodan, 1971; G. Schnabel, 1965; P. Hirtz, 1977). Однако с типичным для концепции ФК формализмом оп­ределение понятия «ловкость» весьма противоречиво.

В ряде обобщающих работ выделяется более 20 факто­ров, имеющих (в том числе по существу) и не имеющих отношения к ловкости (Е. Fleishman, 1964; F. Fetz, 1965; P. Hirts et al., 1972; Prochazka, 1970; В. И Лях, 1979). Од­ни авторы рассматривают ловкость как совокупность ко­ординационных способностей, другие считают, что лов­кость лишь частная характеристика последних (В. М. Зациорский, 1968; Б. П. Ильин, 1982; D. Blume, 1978). В то же время подчеркивается недостаточная ясность пред­ставлений о сущности ловкости в связи с недиалектиче­ским, механическим подходом к ее толкованию, отсут­ствием однозначных способов ее измерения (D. Blume, 1978). Обратим, однако, внимание на то, что специалис­ты единодушно связывают качество ловкости с координа­ционными способностями.

Оставить сообщение