Основные формы двигательных способностей человека
Рассмотрение форм ДС удобно начать с анализа факторов, обеспечивающих скорость движений (перемещений) спортсмена. Скорость — одна из главных качественных характеристик рабочей эффективности спортивных локомоций. В самом деле, бежит ли спринтер или марафонец, поднимает ли штангу тяжелоатлет, выполняет ли прием борец или наносит удар боксер, успех решает скорость, с которой они это делают. Но в каждом из этих случаев скорость определяется разными факторами. И если раньше эти факторы сводились к тому или иному набору ФК, то на современном уровне знаний такое упрощение уже недопустимо.
Скорость спортивного движения определяется мобилизацией всего комплекса физиологических систем организма. Причем функциональное взаимодействие и преимущественная роль отдельных систем в обеспечении скорости зависит от режима мышечной деятельности. Несколько схематизируя и укрупняя проблему (рис. 1), можно говорить, что скорость спортивного упражнения обеспечивается главным образом функциональными возможностями центральной моторной, мышечной и вегетативной систем организма, а также умением спортсмена целесообразно координировать свои усилия в зависимости от внешних условий, сопутствующих решению двигательной задачи.
В качестве наиболее общих характеристик таких условий можно указать величину внешнего сопротивления, которое приходится преодолевать спортсмену (крайние случаи — большое и малое); длительность работы (например, в циклических видах спорта короткие, средние и длинные дистанции); характер работы (однократный, повторный, непрерывный, переменный) и ее интенсивность или мощность (предельная, субмаксимальная, умеренная). В условиях, когда спортсмен встречается с незначительным внешним сопротивлением, скорость движений определяется преимущественно оперативностью (быстротой) мобилизации двигательного состава действия со стороны центральной моторной зоны. С увеличением внешнего сопротивления преимущественную роль уже играет способность мышечной системы к проявлению значительных усилий, величина которых также определяется регулирующей функцией моторной системы.
И наконец, длительное сохранение требующейся скорости движений или перемещений обеспечивается в основном как мышечной, так и вегетативными системами. Заметим, что речь идет о преимущественной роли названных физиологических систем, хотя практически все они в той или иной мере участвуют в обеспечении скоростного режима и вовлекаются в процесс его совершенствования.
Это, так сказать, физиологическая сторона проблемы, характеризующая объективные причинные факторы, непосредственно обусловливающие скорость движений (перемещений) человека. С другой стороны, и это уже психолого-педагогический аспект проблемы, приведенные выше случаи качественного различия в реализации двигательной функции могут рассматриваться с точки зрения проявления соответствующих ДС спортсмена.
Последние выделяются в практике с некоторой долей условности для дифференцированной качественной характеристики и количественной оценки отдельных сторон (но не составляющих) его функциональных возможностей. В этом имеется очевидный практический смысл, связывающийся главным образом с идеей и задачами комплексного педагогического контроля. Последний предназначен для опосредованной (с помощью батареи тестов) оценки функциональных возможностей физиологических систем организма, преимущественно определяющих те или иные стороны (характеристики) специфической работоспособности спортсмена, что позволяет наблюдать их изменение в процессе тренировки и вносить в нее коррективы в случае необходимости.
Однако, строго говоря, и это наглядно видно из рис. 1, скорость спортивного упражнения непосредственно обеспечивается не ДС, а мобилизацией всех без исключения физиологических систем организма, но при ведущей роли тех или иных из них. Точно так же совершенствование скорости связано не с развитием ДС и их синтезом, а с избирательно специализированным совершенствованием этих систем и их функциональным объединением на решение скоростной задачи. В то же время вполне допустимо отождествлять моторные возможности человека, проявляемые при преимущественной мобилизации тех или иных физиологических систем с ДС, например, быстротой, скоростью, выносливостью или любыми другими.
Отсюда очевидны две точки зрения на проблемы СФП спортсменов. Одна из них, физиологическая, рассматривает специальную работоспособность и ее повышение как результат целостной МФС организма, другая, психолого-педагогическая, как результат развития надлежащих ДС. Не следует противопоставлять эти точки зрения, ибо каждая из них характеризует одно и то же явление, но с разных позиций. Однако необходимо учитывать, что специальная физическая подготовленность спортсмена — это не комплекс ДС, а стабилизированное функциональное состояние его организма, условно дифференцирующееся на ДС. Четкое понимание этого обстоятельства — важное условие, определяющее профессиональную эрудицию тренера и разработку принципов СФП.
В то же время необходимо считаться и с житейским смыслом понятия ДС. Мы никогда не изживем из нашего обихода такие обобщенные и абстрактные понятия, как, например, «сильный (или выносливый) юноша», или представления, что тяжелоатлет должен быть сильным, боксер — быстрым, пловец — выносливым и т. д. Столь же обобщенно можно характеризовать и моторные задатки, присущие человеку от рождения и обеспечивающие ему возможность решать двигательные задачи с той или иной оперативностью, проявляя при этом необходимые усилия, и противостоять утомлению. Однако переносить эти абстракции в область строгих научно- методических понятий и категорий теории спортивной тренировки недопустимо. Причем следует иметь в виду, что в условиях спортивной деятельности ДС всегда специализированы. Поэтому о них надо говорить не вообще, а с учетом их роли в обеспечении решения конкретной двигательной задачи, в частности скорости спортивного действия.
Итак, все предыдущее изложение позволяет теперь решиться на несколько неожиданные с точки зрения сложившихся традиций заключения, касающиеся форм ДС, присущих спортсмену (рис. 2). Вспомним, что для спортивной деятельности характерны двигательные и статические действия. В зависимости от условий, в которых они выполняются, систематическая тренировка активизирует процесс МФС организма в направлении преимущественного развития быстроты реализации двигательной задачи, скорости движений (перемещений) спортсмена или позной активности. В процессе МФС организма в этих направлениях формируются и развиваются, как это можно заключить из представленных выше материалов, четыре конкретные формы ДС, которые для условий спортивной деятельности можно считать основными:
моторная оперативность — способность, определяющая минимальную продолжительность (быстроту) реализации двигательного действия или его элементов при отсутствии значительного внешнего сопротивления движению;
координационные способности, характеризующие возможности спортсмена к эффективному решению двигательной задачи за счет рациональной организации мышечных усилий; силовые способности, характеризующие возможности спортсмена к проявлению рабочих (двигательных) усилий для преодоления значительных внешних сопротивлений;
двигательная выносливость — способность к продолжительному выполнению мышечной работы на необходимом уровне ее эффективности.
Логично ожидать, что ограничение всего богатейшего качественного многообразия двигательных проявлений человека четырьмя формами ДС может вызвать недоумение. Однако, не исключая повода для дискуссии, будем надеяться, что дальнейшее рассмотрение физиологической природы указанных ДС и методических принципов СФП представит убедительные аргументы в пользу того подхода, который привел к их выделению. Сейчас же подчеркнем, во-первых, что эти формы не претендуют на исчерпывающую классификацию ДС человека вообще.
Они относятся только к спортивной, т. е. специфической, сфере деятельности, которая обусловливает потребность в них и содержит в себе условия для их формирования и развития. В других сферах деятельности состав форм ДС может быть иным. Во-вторых, в результате избирательной МФС организма в процессе многолетней тренировки основные формы ДС приобретают специализированный характер, о чем мы уже говорили. Именно это обстоятельство (но не синтез ФК) определяет то качественное многообразие ДС спортсменов, которое хорошо известно в практике.
До сих пор мы ничего не говорили о гибкости и ловкости, которые принято относить к основным ФК. Однако к ДС гибкость вряд ли правомерно причислять. Следует согласиться со специалистами, не включающими гибкость в состав ФК и характеризующих ее как «анатомическую категорию», т. е. чисто физическое свойство двигательного аппарата (F. Fetz, 1965; К. Fidelus, 1972). Тем не менее это не означает умаления роли гибкости как условия к полноценному проявлению ДС. Что касается ловкости, то следует признать заслуживающими внимания аргументы в пользу ее выделения Ш. И. Лях, L979; В. И. Филиппович, 1980; Б. П. Ильин, 1982; В. Hodan, 1971; G. Schnabel, 1965; P. Hirtz, 1977). Однако с типичным для концепции ФК формализмом определение понятия «ловкость» весьма противоречиво.
В ряде обобщающих работ выделяется более 20 факторов, имеющих (в том числе по существу) и не имеющих отношения к ловкости (Е. Fleishman, 1964; F. Fetz, 1965; P. Hirts et al., 1972; Prochazka, 1970; В. И Лях, 1979). Одни авторы рассматривают ловкость как совокупность координационных способностей, другие считают, что ловкость лишь частная характеристика последних (В. М. Зациорский, 1968; Б. П. Ильин, 1982; D. Blume, 1978). В то же время подчеркивается недостаточная ясность представлений о сущности ловкости в связи с недиалектическим, механическим подходом к ее толкованию, отсутствием однозначных способов ее измерения (D. Blume, 1978). Обратим, однако, внимание на то, что специалисты единодушно связывают качество ловкости с координационными способностями.